Советы дефектолога

Дыхательные игры и упражнения

Осваиваем рассказ

Развиваем словарь

Речевые игры

Речевое дыхание

Логопедическая сказка 2

Чистоговорки в картинках

Логопедическая сказка

Артикуляционная гимнастика со Смешариками

Развиваем фонематический слух

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Другими словами - это речевой слух.  Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок  при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки  речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове  МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та"), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет  то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр-упражнений на формирование фонематического восприятия.

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. В этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика  поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны и у вас все получится.

свернуть