Советы музыкального руководителя
Изучаем нотную грамоту
Процесс запоминания нот и их названий вызывает у детей определённые трудности. Ведь мало выучить знакомые всем «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» — необходимо изучить расположение нот на нотном стане, научиться писать их в разных ключах...Для того чтобы выучить ноты, необходимо запомнить не только их название, но и звучание.
На музыкальных занятиях дети не только поют и танцуют, но и обучаются нотной грамоте под руководством наших замечательных педагогов. Познакомиться с данным процессом вы можете в одноименном альбоме https://ddu95grodno.schools.by/photoalbum/255215#
Как разглядеть юного Моцарта?
Как разглядеть юного Моцарта?
Записать детей в музыкальную школу считают своим долгом многие мамы и папы, заботящиеся об их гармоничном развитии. Психологи утверждают, что регулярные занятия музыкой повышают интеллект ребёнка.
В США было проведено исследование среди трёхлетних детей, примерно одинаковых по развитию. В одной группе малыши только играли в игрушки, а во второй по 10 минут ежедневно наигрывали простенькие мелодии на пианино. Через 9 месяцев снова провели тестирование. У второй группы результаты были выше на 35%.
Музыкальная память и слух
Часто считается, что без абсолютного музыкального слуха нечего и думать о занятиях в музыкальной школе. Это в корне неверно. Дело в том, что некоторый музыкальный слух есть абсолютно у всех детей, а вот музыкальная память бывает неразвитой. Поэтому, приходя в музыкальную школу на прослушивание, даже дети с практически абсолютным слухом не могут запомнить и правильно воспроизвести несложную музыкальную фразу. По-настоящему определить дарование ребёнка может только педагог и только в процессе работы с ним.
Все определяют традиции семьи
Совсем не обязательно родителям самим профессионально играть на музыкальных инструментах. Гораздо важнее, чтобы в доме звучала хорошая музыка, которую слушают все вместе. Прекрасно, если существуют традиции семейного пения: детишки подпевают взрослым, стараясь повторить музыкальные интонации. Концерт симфонической музыки или музыкальный спектакль – прекрасная возможность и отдохнуть, и обогатить духовный мир ребёнка.
Учите слушать музыку в игре
Существуют специальные музыкальные игры, которые развивают способности ребёнка. Например, прячется игрушка, ребёнок начинает ее искать, а кто-то из взрослых «направляет» поиски: звучит музыка, и, чем ближе малыш к тайнику, тем она становится громче, а по мере удаления – тише. Можно просто включить магнитофон и регулировать звук.
Веселая игра «Займи место» очень нравится малышам. В центре комнаты ставятся стулья, вокруг них дети двигаются и танцуют под музыку, но, как только зазвучит условленная мелодия, нужно быстро сесть. С самыми маленькими ребятишками можно просто хлопать в ладошки. А еще лучше – ходить и топать под музыку. Это развивает в ребёнке чувство ритма.
Что такое музыкальность
Консультация для родителей
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?
Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь
К собственном голосу, голосам птиц и животных, таин-ственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.
Как слушать с ребёнком классическую музыку?
С раннего детства ребенка окружает музыка. Это и колыбельные, которые напевает мама, и музыка из различных радио и телепередач. Но задумывались ли мы, что слушают наши малыши? Конечно это детские песенки, но а чаще всего эстрадные песни из репертуара взрослых. В развитии музыкальных способностей и музыкального вкуса большую роль играют классические музыкальные произведения.
Чтоб привить малышам интерес к классической музыке и желание слушать ее, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению, требуется от взрослого не только мастерство и знания, но и внимание, уважения, особого доверия и любви к детям.
Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка - самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по - разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала - он слышит, слушает и хочет слушать.
Знакомьте детей с лучшими произведениями русской и западной классики различных стилей и эпох; используйте лучше высокохудожественные миниатюры, а не фрагменты произведений. Предоставьте возможность услышать их в исполнении выдающихся музыкантов на фортепиано, флейте, клавесине, арфе, а также в исполнении ансамбля скрипачей, камерного и симфонического оркестров, оркестра народных инструментов, хора!
ПАМЯТКА «КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМ»
Как долго? Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Надо иметь в виду, что дети слушают музыку каждый раз по-разному: с большим или меньшим желанием и пониманием. Это зависит от ряда причин. Очень важно, как дети провели этот день, каково их настроение, душевное или физическое состояние.
Как? Заранее приготовьте музыкальный центр и кассету (диск, другой носитель). Найдите на кассете (диске, другом носителе) пьесу, которую вы будите слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Источник звука должен быть рядом перед детьми. Предупредите членов семьи, чтоб было тихо и чтоб в комнату во время звучания музыки не входили.
Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Взрослые должны быть заинтересованными, внимательными, доброжелательными. Их настроение тут же передается детям. Безразличные, скучающие, недовольные или строгие лица взрослых не создают доверительной и спокойной обстановки, необходимой при слушании музыки.
После прослушивания написанных специально для малышей песен и инструментальных изобразительных пьес («Дождик», «Машина», «Зайка» и т. п.) с детьми желательно поговорить о музыке. Но вести такие же беседы о классической музыке не рекомендуется. Следует только разумно поддержать отдельные высказывания малышей.
Когда? Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ ДОМА С ДЕТЬМИ
Вольфганг Амадей Моцарт
Менуэт соль мажор(фортепиано)
Рондо ре мажор (фортепиано)
Аллегро фа мажор (фортепиано)
Андантино до мажор (фортепиано)
Жан Филипп Рамо
Пьеса "Курица" (клавесин)
Сергей Сергеевич Прокофьев
Песенка №4 ре мажор (фортепиано)
Марш фа мажор (фортепиано)
Гавот (оркестр)
Милий Балакирев
Полька (арфы)
Пётр Ильич Чайковский
Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр)
Танец маленьких лебедей ( оркестровое исполнении)
Иоганн Себастьян Бах
Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин)
Маленькая прелюдия № 3 ре минор (клавесин)
Инвенция № 3 ре мажор. Инвенция № 2 (фортепиано)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Вальс - шутка (флейта и фортепиано)
Генри Пёрселл
Соната ре мажор, 1 -я часть (труба, орган)
Жан Батист Люлли
Гавот
Георгий Васильевич Свиридов
Музыкальный момент. Весна , из иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фортепиано)
Развитие музыкальных способностей
Памятка для родителей " Развитие музыкальных способностей"
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
«Если не заложить . с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи!, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги.
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Постарайтесь запомнить главное:
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится. Чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада,; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.
Желание заниматься -это цель, которую хотят достичь все родители. Отношение к музыке и желание играть на музыкальном инструменте напрямую зависит от первого знакомства ребенка с миром музыки.
Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка — чудесное и светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.
Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. С самых первых занятий ребенок должен почувствовать чудо музыки, ее волшебное влияние на душу человека
Песни ко Дню Победы и ноты к ним
Песни про День Победы:
- 9 Мая. Музыка и слова З. Роот.
- Большой праздник. Музыка и слова Н.Я. Соломыкиной.
- В День Победы. Музыка Г. Ребровой. Слова Н. Френкель.
- В День Победы. Музыка А. Базя. Слова Г. Леухиной.
- Марш Победы. Музыка Н.Я. Соломыкиной. Слова С.А. Палеховой.
- День Победы. Музыка Е. Четверикова. Слова Т. Белозерова.
- Победа. Музыка С. Крупа-Шушариной. Слова И. Яворовской.
- Победный марш. Музыка и слова Е. Никоновой.
- Праздник Победы. Музыка и слова З. Роот.
- Принимаю я парад. Музыка О. Девочкиной. Слова Е. Шкловского.
- Салют Победы. Музыка и слова В. Шестаковой.
Песни про дедушку:
- Мой прадедушка. Музыка и слова Е. Лыжовой.
- Мой дедушка. Музыка и слова Л.И. Алёхиной.
- Памяти павших. Музыка и слова Л.А. Старченко.
- Песня про дедушку. Музыка и слова И. Рыбкиной.
- Прадедушка. Музыка А. Ермолова. Слова М. Загота.
Песни о войне
- В мемориальном парке. Музыка и слова Т.З. Прописновой.
- Вечные огни. Музыка М. Крупа-Шушариной. Слова Н. Яворовской.
- Военный оркестр. Музыка М. Еремеевой. Слова Г. Еремеева.
- Давно окончилась война. Музыка с. Крупа-Шушариной. Слова А. Косина.
- Не совместимы дети и война. Музыка О. Хромушкина, Слова М. Садовского.
- Память как бессмертие. Музыка М. Крупа-Шушариной. Слова И. Яворовской.
- Песня о медсестре. Музыка и слова С.Г. Насауленко.
- Победа. Музыка и слова Е.В. Машечковой
- Победа придёт. Музыка и слова М.В. Сидоровой.
- Подвиг солдата. Музыка М. Крупа-Шушариной. Слова И. Яворовской
- Расскажите нам о войне. Музыка и слова М.Я. Соломыкиной.
- У вечного огня. Музыка и слова С.Е. Кожуховской.
- У могилы неизвестного солдата. Музыка и слова О.А. Чермякиной.
- Упал солдат. Музыка В. Юдиной. Слова А. Ульянова.
- Уроки мужества. Музыка В. Юдиной. Слова неизвестного автора.
- Шли девчата по войне. Музыка М. Крупа-Шушариной. Слова И. Яваровской.
- Я видела войну в кино. Музыка Е.А. Уткиной. Слова И.А. Смирнова.
Песни о ветеранах
- Большой праздник. Музыка и слова Н.Я. Соломыкиной.
- В День Победы. Музыка Г. Ребровой. Слова Н. Френкель.
- И всё же вы победили. Музыка и слова Н.Я. Соломыкиной.
- Когда ветераны идут на парад. Музыка и слова З. Роот.
- Марш Победы. Музыка Н.Я. Соломыкиной. Слова С.А. Палеховой.
- Песня для ветеранов. Музыка и слова Н.П. Бобковой.
- Песня для ветеранов. Музыка и слова И.Г. Смирновой
- Разговор поколений. Музыка и слова Н.Я. Соломыкиной.
Песни военных лет:
- В землянке. Музыка К. Листова. Слова А. Суркова.
- В лесу прифронтовом. Музыка М. Блантера. Слова М. Исаковского.
- Вечер на рейде. Музыка В. Соловьёва-Седова. Слова А. Чуркина.
- Давай закурим. Музыка М. Табачникова. Слова И. Френкеля
- День Победы. Музыка Д. Тухманова. Слова В. Харитонова.
- До свиданья, города и хаты. Музыка М. Блантера. Слова М. Исаковского.
- Дороги. Музыка А. Новикова. Слова Л. Ошанина.
- Заветный камень. Музыка Б. Мокроусова. Слова А. Жарова.
- Играй, мой баян. Музыка В. Соловьева-Седого. Слова Л. Давидович.
- Катюша. Музыка М. Блантера. Слова М. Исаковского.
- Когда песню поешь. Музыка В. Соловьева-Седого. Слова В. Гусева.
- Моя любимая. Музыка М. Блантера в обработке Н. Толстого.
- Моя Москва. Музыка И. Дунаевского. Слова М. Лисянского.
- На солнечной поляночке. Музыка В. Соловьёва-Седого. Слова А. Фатьянова.
- Огонёк. Музыка неизвестного автора. Слова М. Исаковского.
- Ой, туманы мои, растуманы. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского.
- Песня о Днепре. Музыка М. Фрадкина. Слова Е. Долматовского.
- Попурри «О войне и победе». Обработка Е. Филипповой.
- Пришла и к нам на фронт весна. Музыка В. Соловьёва-Седова. Слова А. Фатьянова.
- Священная война. Музыка А. Александрова. Слова В. Лебедева-Кумача.
- Синий платочек. Музыка Г. Петербургского. Слова Я. Галицкого.
- Смуглянка. Музыка А. Новикова. Слова Я. Швецова.
- Тёмная ночь. Музыка Н. Богословского. Слова В. Агатова.
- Три танкиста. Музыка Д. Покрассова. Слова Б. Ласкина.
Логоритмика
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логоритмика включает в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
Танцуем вместе
1-2 года
Представление о движениях под музыку.
Умения:
- согласовывать движения с музыкой (начало и окончание музыки);
- выполнять по показу взрослого игровые и плясовые движения (хлопки в ладоши, хлопки по коленям, приседание, пружинка, переступания с ноги на ногу, повороты кистей рук "фонарики"), движения, соответствующие словам песни и характеру музыки ("Ладушки", рус. нар. мел.; "Погремушки", укр. нар. мел.; "Мячик", муз. М.Раухвергера, сл. Н.Френкель и др.), а также движения с предметами.
2-3 года
Представление о движениях под музыку.
Умения:
- выполнять основные движения в упражнениях, плясовые движения (хлопки (в ладоши, по коленям), притопы (одной, двумя ногами), движения с атрибутами (индивидуально, в парах), сюжетно-образные действия в играх по показу взрослого в соответствии с характером музыки, текстом песни (упражнения: "Марш", "Кто умеет лучше топать?", "Прогулка", муз. М.Раухвергера; "Ходим - бегаем", муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Френкель; "Мы идем", муз. Р.Рустамова, сл. Ю.Островского; "Марш и бег", "Ловкие ручки", муз. Е.Тиличеевой; "Кукла шагает и бегает", муз. Е.Тиличеевой, сл. Ю.Островского и др.; пляски: "Ай-да!", муз. и сл. Г.Ильиной (обр. Т.Попатенко); "Пальчики-ручки", "Заинька, топни ножкой", рус. нар. мел.; "Юрачка", "Танец с погремушками", муз. и сл. Ю.Михайленко; "Приседай", эст. нар. мел.; "Наша елка хороша", муз. М.Раухвергера; "Как на елке у ребят", муз. В.Петровой и др.);
- двигаться в соответствии с характером музыки (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), с предметами и образными игрушками (платочками, листьями, султанчиками и т.д.; куклой, мишкой) ("Погремушки"; М.Раухвергер. "Пляска с цветами"; В.Петрова. "Пляска с фонариками" и др.), менять движения в соответствии с частями музыкального произведения (двухчастная форма);
- проявлять сопереживание музыкально-игровому образу;
- передавать характерные особенности музыкально-игрового образа элементарными музыкально-ритмическими движениями (Т.Ломова. "Кошка"; бел. нар. мел. "Верабейчык", "Зайчык"; В.Герчик. "Лошадка" и др.).
3-4 года
Представления о:
- разных видах музыкально-ритмических движений;
- разном характере музыкально-игровых образов.
Умения:
- воспринимать характер музыки и двигаться в соответствии с ним;
- ритмично выполнять основные движения (бег, ходьбу, прыжки) под музыку ("Марш", муз. И.Кишко; "Мячики", "Поскачем", муз. Т.Ломовой; "Побегаем, попрыгаем", муз. С.Соснина; "Сапожки скачут по дорожке", муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной и др.); водить хоровод: ходить друг за другом, двигаться по кругу, сужать и расширять его ("Елочка", муз. М.Красева; "Наш веселый хоровод", муз. Н.Мурычевой; "Чудо-елка", муз. и сл. Я.Жабко; "Елочная песня", муз. Т.Попатенко и др.); двигаться врассыпную, в паре; согласовывать движения друг с другом, выполнять элементарные движения в плясках и образных танцах (топотушки на месте, покачивание корпуса с пружинкой, приседание и полуприседание и др.), ориентироваться в пространстве (круг, врассыпную, в шеренгу); выполнять движения с предметами и игрушками (мяч, лента, воздушные шарики и т.д.) в соответствии с характером музыки (пляски: "Мишка с куклой пляшут полечку", муз. и сл. М.Качурбиной; "Топ, топ, топоток", муз. В.Жубинской, сл. И.Михайловой; "Пляска с погремушками", муз. В.Блага, сл. М.Визели; "Пляска с платочком", муз. Е.Тиличеевой, сл. И.Грантовской; "Танец с листочками", муз. Г.Вихаревой и др.);
- играть в сюжетные и подвижные музыкальные игры под инструментальную музыку и пение ("Птички и кот", "Кошка и котята", муз. В.Витлина; "Птички клюют", муз. Р.Рустамова; "Зайкин дом", муз. и сл. Я.Жабко; "Репка", муз. О.Волох, сл. А.Городского; "Журавелька", муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; "Воробушки и кот", муз. М.Раухвергера, Л.Банниковой и др.);
- отображать характер музыкально-игровых образов с помощью образно-пластических действий ("Медведь", "Воробей", муз. А.Руббаха; "Лошадка", муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; "Уточка идет", "Жабка прыгает", "Лошадка", "Мышка бежит", муз. В.Герчик; "Кошка", муз. Т.Ломовой и др.).
Музыкально-дидактические игры: "Кукла шагает и бегает", "Ноги и ножки" и др.
4-5 лет
Представление о способах моделирования музыкального образа с помощью движений.
Умения:
- двигаться в соответствии с характером музыки;
- исполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки) в соответствии с характером музыки ("Марш" (из оперы "Любовь к трем апельсинам"), муз. С.Прокофьева; "Полька", муз. С.Майкапара; "Марш" (из оперы "Вильгельм Телль"), муз. Д.Россини и др.);
- водить хоровод ("Ходила младешенька по борочку", рус. нар. песня (обр. Н.Римского-Корсакова); "Как пошли наши подружки", рус. нар. песня; "Завiлi вяночкi", "Мiшанька", бел. нар. мел.; "Елочка", муз. Е.Тиличеевой; "Елку нарядили", "Хоровод снежинок", "Березонька", муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; "У всех Новый год", муз. А.Филиппенко, сл. М.Ивенсен; "Карагод з Дзедам Марозам", "У зялёненькiм садочку", муз. i сл. Я.Жабко и др.);
- играть в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение (бел. пляски и фольклорные игры; "Заинька-зайка", "У медведя во бору", рус. нар. мел., сл. народные; "Зайцы и лиса", "Верабей", бел. нар. мел.; "Кот и мыши", муз. Т.Ломовой; "Зайцы и медведь", муз. Т.Попатенко и др.);
- исполнять парные, образные танцы (Б.Можжевелов, М.Красев. "На полянке"; А.Гречанинов. "Добрый зайчик"; рус. нар. мел. "Дудочка", "Полянка"; М.Глинка. "Детская полька"; муз. А.Филиппенко. "Шуточный танец", "К детям елочка пришла", "Новогодний хоровод"; "Пляска с зонтиками", муз. Е.Ремизовской и др.);
- ориентироваться в пространстве;
- передавать игровой образ с помощью движений, соответствующих характеру музыки;
- исполнять новые элементы танцевальных движений: притопы на месте; подскоки врассыпную, по кругу, по одному; моталочка вправо, влево, ходьба хороводным шагом; сужение и расширение круга и др.;
- исполнять пляски и танцы с различными предметами, изменять характер движений в соответствии со сменой частей музыкального произведения ("Мухоморы-пареньки", муз. и сл. Я.Жабко; "Неваляшки", муз. З.Левиной, сл. З.Петровой; "Танец около ели", муз. Ю.Слонова, сл. И.Михайловой и др.);
- моделировать образ разными способами образно-пластических действий (жестами, походкой, позами), позволяющими передать его эмоциональное развитие ("Идет уставший старичок (бравый солдат, грустный медведь, важный петух и т.д.)"; "Бежит беспокойный заяц (взволнованный ежик, хитрая лиса, радостный щенок и др.)"; "Летит нежное облако (сердитый ветер, задумчивый листок, игривая снежинка, важная ворона, суетливая сорока и т.д.)". Сюжетные музыкальные игры: "Руки рисуют музыку", "Бодро походим", "Слон", "Важная ворона и ласковая кошка", "Кузнечик и стрекоза", "Попляшем сидя", "Серый волк", "Лошадка", "Птицы", "Пестрая крякушка", "Осторожная лисица", "Воздушный шар", "Гуси", "Сорока", "Ветерок" и др.;
- координировать свои движения с музыкой;
- пластично и выразительно исполнять танцевальные и образно-пластические движения.
Игры и игровые задания: "Музыкальные прятки", "Ритмическое домино", "Кто потерял?", "Лужи на дорожке", "Цветочная клумба" и др.
Музыкально-дидактические игры: "Ритмическое эхо", "Кто как идет?", "Кто как летит?", "Кто как бежит?" и др.
5-7 лет
Представления о:
- разных видах музыкально-ритмических движений и способах их исполнения;
- слитности характера музыки и движений;
- зависимости выразительности игрового образа от характера музыки, средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз);
- названиях танцевальных шагов, танцев, хороводов;
- способах, приемах, средствах выразительности, необходимых для создания образа в танце, музыкальных играх.
Умения:
- выражать себя в разных видах музыкально-ритмической деятельности (плясках, танцах, хороводах, играх) и двигаться в соответствии с характером музыки;
- двигаться легко, пластично, выразительно по одному, в парах, в разных направлениях и темпах (упражнения: "Поскачем", муз. Т.Ломовой; "Маршируй и бегай", муз. П.Чайковского; "Бег, галоп, подскоки, прыжки" - "Экосез", муз. Л.Бетховена и Ф.Шуберта; "Сужение и расширение круга", муз. Ф.Шуберта; "Переменный шаг" - "Я на камушке сижу", рус. нар. мел.; "Побегаем", муз. К.Вебера; "Танцуйте, как я", муз. В.Золотарева; "Спортсмены и клоуны", муз. Д.Кабалевского; "Коршуны и птичка", муз. Е.Тиличеевой; "Мячики", муз. Л.Шитте и др.);
- исполнять ранее усвоенные и новые элементы танцевальных движений: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку и др. (танцы и пляски: "Полька", муз. Т.Ломовой; "Веселые дети", лит. нар. мел. в обр. Т.Ломовой; танец с бубнами "Неаполитанская песенка", муз. П.Чайковского; танец дружбы "Веселые тройки", муз. Н.Александровой; танец мальчиков "Чеботуха", рус. нар. мел. (обр. В.Золотарева); "Матрешки", муз. Ю.Слонова; танец парами "Шастак", бел. нар. мел. (апрац. Д.Камiнскага); "Трасуха", муз. А.Пыталева, сл. М.Чарняўскага; танец с куклами "Кукляндия", муз. П.Овсянникова, сл. М.Пляцковского; белорусская пляска "Весялуха" и др.);
- водить хоровод ("Лянок", "Пасеялi дзеўкi лён", бел. нар. песнi (апрац. А.Рашчынскага); "Осенний хоровод", муз. и сл. С.Галкиной; "Карагод агароднiны", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. Э.Агняцвет; "Навагоднi карагод", муз. I.Лучанка, сл. В.Лучанок; "Новогодний перепляс", "Музыканты заиграли", муз. А.Константиновой, сл. Я.Жабко; "Как на тоненький ледок", рус. нар. мел. и др.);
- играть в музыкальные игры ("Жмурки со звоночками", муз. Т.Вилькорейской; "Каравай", муз. М.Красева; "Ежик и мыши", укр. нар. мел. в обр. М.Красева; "Зайцы и лиса", муз. А.Майкапара; "Ищи", рус. нар. мел. в обр. Т.Ломовой; бел. фольклорные игры: "Жабка", "Журавель", "Грушка" и др.);
- перевоплощаться в художественный образ с помощью танцевальных движений ("Танец лягушки", муз. В.Витлина; "Вальс кошки", муз. В.Золотарева; "Котик и козлик", муз. Е.Тиличеевой и др.) и образно-пластических действий (сюжетные музыкальные игры: "Башмаки", "Балерины", "Клоуны", "Важный лев" и др.).
Дидактические музыкальные игры: "Воротики", "Передай мяч", "Жмурки", "Змейка", "Музыкальные загадки" и др.
Сюжетные дидактические игры: "Король и принцесса", "Зязюлька", "Чья фигура лучше?", "Эх, яблочко", "Чей радист лучше?" и др.
Слушаем вместе.
Первый год жизни
Колыбельные, русские и белорусские народные мелодии, контрастные по характеру произведения (колыбельная "Баю-бай" М.Красева, рус. нар. плясовая мел. "Из-под дуба"; песни и попевки, контрастные по звучанию, с несложным текстом, отображающим простой сюжет, который можно игровыми действиями инсценировать с игрушкой: спокойные и подвижные "Ах ты, береза", "Котя, котенька, коток", "Утушка луговая", песенка "Птичка" (муз. М.Раухвергера, сл. А.Барто), "Маленькая кадриль" (муз. М.Раухвергера); игровые считалочки: "Идет коза рогатая", "Сорока-сорока"; песенки об отдельных персонажах: "Петушок", "Кошка", "Собачка"; песенки для музыкально-ритмических движений: "Мы большие", "Маленькие ладошки", "Веселые ножки" и др.
1-2 года
Представление о музыкальных звуках.
Умения:
- слушать музыку;
- слышать общий характер музыки ("Баю-баю", муз. М.Красева, сл. М.Чарной; "Петушок", рус. нар. мел. и др.);
- воспринимать высокие и низкие звуки, громкое и тихое, медленное и быстрое звучание музыки.
2-3 года
Представления о:
- немузыкальных и музыкальных звуках;
- веселом и грустном звучании музыки;
- тембрах детских музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, барабан и др.).
Умения:
- слушать вокальную и инструментальную музыку (попевки, народные и авторские песни, выразительно исполненные взрослым (с музыкальным сопровождением и без него): "Ах ты, коценька-каток", "Калыханка", бел. нар. песни, обр. М.Красева; "Птичка", "Воробушки", М.Красев; "Сорока", рус. нар. мел.; "Цяў-цяў", муз. С.Альхiмовiч, сл. Ю.Разумоўскага; "Серенькая кошечка", муз. В.Витлина, cл. Н.Найденовой; "Лошадка", "Кошечка", В.Витлин; "Голубые санки", М.Иорданский; "Курачка", муз. С.Галкiнай, сл. А.Дзеружынскага; "Юрачка", "Мiкiта", "Зайка", бел. нар. мел.; "Заинька", рус. нар. мел., обр. Н.Римского-Корсакова; плясовая "Ах, вы, сени...", рус. нар. мел.; "Зима", В.Карасева; "Ладушки", А.Лядов; "Зайчик", "Кот", "Мишка", "Спи, мой мишка", "Бабочка", Е.Тиличеева; "Плачет котик", М.Парцхаладзе; "Медведь", В.Ребиков; "Зайчик", М.Старокадомский; "Козочка", "Мишка", "Барабан", Г.Фрид; "Птичка", "Вот так хорошо", "Сапожки", Т.Попатенко; "Люлi, люлi, калышу", бел. нар. песня; "Петушок", "Дождик-дождик", "Солнышко", "Праздник", "Пришла зима", М.Раухвергер; "Баю, баюшки, баю", А.Филиппенко и др.;
- узнавать знакомые музыкальные произведения, исполняемые на фортепиано и других музыкальных инструментах;
- различать веселый и грустный характер музыки, громкую и тихую динамику, быстрый и медленный темп ее звучания;
- различать контрастный характер тембрового звучания дудочки и колокольчика, треугольника и барабана, металлофона и бубна и др.
Музыкально-дидактические игры: "Тихие и громкие звоночки", "Кто подошел к теремку", "Зайцы на поляне", "Загадки", "Веселый и грустный заяц", "Кошка и музыкальные игрушки", "Игра с бубном" и др.
Игры и игровые задания: "За дверью", "На лугу", "Цветы настроений", "Солнце и луна" и др.
3-4 года
Представления о:
- том, что музыка выражает чувства, настроение человека;
- средствах музыкальной выразительности;
- разнообразном звучании музыкальных и шумовых звуков, интонационно передающих те или иные эмоциональные явления в жизни.
Умения:
- воспринимать и различать основные свойства музыкального звука (высоту, силу, тембр и длительность звучания) на основе разных способов их художественного моделирования;
- различать эмоциональное содержание музыки (веселое, радостное, грустное, жалобное, плачущее, нежное, доброе, ласковое, спокойное, сердитое) в процессе слушания народной, классической и современной музыки инструментального и вокального жанров ("Зiмовая калыханка", муз. В.Сярых, сл. Я.Журбы; "Колыбельная песня", муз. В.Моцарта; "Калыханка", муз. Я.Цiкоцкага, сл. У.Луцэвiч; Л.Бетховен. "Весело - грустно"; А.Гречанинов. "Котик заболел", "Котик выздоровел", "Верхом на лошадке", "Материнские ласки"; Э.Денисов. "Кукольный вальс"; С.Майкапар. "Мотылек", "Полька", "Пастушок", "Осенью", "Танец куклы", "Сказочка"; Г.Свиридов. "Ласковая просьба"; П.Чайковский. "Мама", "Марш", "Игра в лошадки"; Д.Кабалевский. "Ежик", "Грустный дождик", "Полька", "Хромой козлик", "Мальчик-замарашка"; В.Ребиков. "Лягушка"; К.Сен-Санс. "Слон"; В.Каретников. "Колыбельная Дюймовочки"; Г.Свиридов. "Ласковая просьба"; "Полька-Янка", бел. нар. мел. и др.);
- обследовать и определять свойства музыкальных и шумовых звуков на основе вслушивания, распознавания и воспроизведения;
- сравнивать и различать регистры (высокий, низкий), медленный и быстрый темп музыки, динамические оттенки (громко - тихо), музыкальные интонации (жалобная, радостная), тембры музыкальных инструментов в музыкальных пьесах.
Музыкально-дидактические игры: "К нам гости пришли", "Высоко - низко", "Кто в домике живет?", "Подумай и отгадай", "В лесу", "Весело - грустно", "Солнышко и тучка", "Найди игрушку", "Тихо - громко" и др.
Игры и игровые задания: "Три окошка", "Лягушонок и кувшинки", "Пчелка и цветы" и др.
Сюжетные музыкальные игры: "Радостная капелька и добрая капля", "Ласковый ветерок и грустное облако", "Нежная кошка и грустный котенок", "Спокойные листья и сердитый дождик", "Мышки и веселый мяч" и др.
4-5 лет
Представления о (об):
- свойствах музыкального звука;
- основных жанрах музыки (песня, танец, марш);
- характере музыки;
- средствах музыкальной выразительности.
Умения:
- различать характер музыки (радостный, веселый, печальный, задумчивый, нежный, взволнованный, загадочный) на основе ознакомления с характерными особенностями интонаций народной, классической и современной музыки (Б.Барток. "Вечер у секейев"; Л.Бетховен. "Веселая"; Ж.Векерлен. "Детская песенка"; В.Витлин. "Игра в домики", "Медведи"; В.Герчик. "Дождик"; Е.Гнесина. "Марш", "Грустная мелодия"; А.Гречанинов. "Вальс", "Марш", "Колыбельная", "Скучный рассказ", "В разлуке", "На гармошке", "Недовольство", "Маленькая сказка"; Д.Кабалевский. "Песня", "Печальная история", "Упрямый братишка", "Лентяй", "Скерцо"; М.Крутицкий. "Зима"; Ц.Кюи. "Осень"; Г.Левкодимов. "Три настроения"; С.Майкапар. "Полька", "В садике"; Л.Мурашко. "Вальс старой шарманки"; А.Петров. "Игра с шарами"; С.Прокофьев. "Сказочка", "Тарантелла"; К.Свиридов. "Попрыгунья", "Грустная история"; Г.Сурус. "Колыбельная", "Ритмический танец"; Н.Устинова. "Солнышко"; М.Шнейдерман. "Пчела"; Р.Шуман. "Сицилийская песенка"; П.Чайковский. "Зимнее утро", "Мама", "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы", "Новая кукла"; Д.Шостакович. "Дождик" (этюд), "Гавот", "Контрданс-экозес", "Шарманка", "Вальс" и др.);
- моделировать музыкальный образ с помощью голоса, цвета, движений, речи, игры на детских музыкальных инструментах в соответствии с эмоциональным содержанием музыки и личностным отношением к ней;
- понимать и интерпретировать наиболее яркие средства музыкальной выразительности (темп, мелодию, в дальнейшем - динамику и темп вместе или тембр и ритмический рисунок), используемые композитором в создании музыкального образа;
- высказывать элементарные суждения о музыке;
- сравнивать музыкальные произведения одного и разных жанров, контрастные по характеру, выражающие схожие или различные эмоции (радость - веселье; грусть - обида; радость - грусть либо радость - взволнованность и т.д.).
Игры и игровые задания: "Лесенки настроения", "Музыкальная мозаика", "Галерея музыкальных загадок" и др.
Музыкально-дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Подумай и отгадай", "Веселые дудочки", "В лесу", "Найди игрушку", "Цвет - настроение", "Что делают дети?" и др.
Сюжетные музыкальные игры: "Цветок", "Катина кукла", "Гроза", "Одинокий ослик", "Совет", "Мышки", "Шмель", "Где живут ягодки?", "В каком домике живет музыка?", "Игривые и беспокойные листья", "Веселый и обиженный апельсин", "Музыкальные маски" и др.
5-7 лет
Представления о:
- разнообразии: жанров музыки (песня, танец, марш); средств музыкальной выразительности;
- разнообразных звуковых комплексах;
- связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств их выражения в речи и музыке: темпе, тембре, высоте, динамике, паузах;
- разных видах эстетических переживаний;
- музыкальной терминологии (регистр, темп, мелодия, солист, аккомпанемент и др.).
Умения:
- определять эмоционально-образное содержание музыки (радостное, веселое, восторженное, шутливое; грустное, печальное, тоскливое; сердитое; торжественное, величавое; тревожное, взволнованное; нежное, ласковое, трепетное, доброе; решительное, смелое; важное, гордое; загадочное, таинственное и др.) на основе слушания музыкальных произведений народной, классической, современной музыки:
И.Бах. "Менуэт", "Волынка"; Г.Вагнер. "Танец медвежонка"; В.Витлин. "Танец лягушек", "Цветок"; В.Гаврилин. "Танцующие куранты"; А.Глазунов. "Пиццикато"; М.Глинка. "Простодушие"; Е.Глебов. "Песня"; А.Гречанинов. "Мазурка"; Э.Григ. "Утро", "Танец эльфов", "В пещере горного короля", "Шествие гномов"; Д.Кабалевский. "Галоп", "Плакса", "Злюка", "Игрушечные солдатики"; Г.Левкодимов. "Вальс", "Детский марш", "Колыбельная песня", "Марш игрушечных солдатиков", "Полька"; "Лядкоўская кадрыля"; С.Майкапар. "Росинки", "Вальс", "Менуэт"; В.А.Моцарт. "Турецкий марш", "Менуэт"; А.Петров. "Игра с мячами"; С.Прокофьев. "Ходит вечер над лугами", симфоническая сказка "Петя и Волк"; Ш.Рамо. "Тамбурин"; С.Рахманинов. "Полька"; В.Ребиков. "На качелях"; Н.Римский-Корсаков. "Колыбельная", "Полет шмеля", "Три чуда", "Море"; В.Салманов. "Вечер"; К.Сен-Санс. "Карнавал животных": "Лебедь", "Кенгуру", "Аквариум"; Г.Свиридов. "Военный марш", "Упрямец"; Т.Смирнова. "Музыкальный сигнал"; М.Парцхаладзе. "Осенний дождик"; П.Чайковский. "Детский альбом": "Вальс", "Зимнее утро", "Сладкая греза", "Камаринская", "Баба-Яга"; цикл "Времена года": "Песня жаворонка", "Подснежник"; "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро", фрагменты из балета "Щелкунчик", "Спящая красавица" и т.д.; Р.Шуман. "Первая утрата", "Вечером"; Ф.Шуберт. "Вальс", "Музыкальный момент", "Ave Maria"; А.Хачатурян. "Вечерняя сказка"; Д.Шостакович. "Марш", "Вальс"; "Танцы кукол": "Вальс", "Лирический вальс", "Вальс-шутка", "Гавот", "Полька", "Романс" и др.;
- моделировать музыкальный образ с помощью разнообразных средств художественной выразительности (звук, цвет, линия, форма, мимика, движения, слово);
- размышлять о музыке, ее характере, средствах музыкальной выразительности (регистре, темпе, динамике, мелодических интонациях и т.д.);
- сравнивать музыкальные произведения одного или разных жанров, контрастных и близких по эмоциональному содержанию.
Музыкально-дидактические игры: "Бубенчики", "Ритмическое лото", "Цирковые собачки", "Маленькие лесенки", "Кто самый внимательный?", "Буратино", "Озорное эхо", "Игра с платочком", "Шаг и бег" и др.
Сюжетные музыкально-дидактические игры: "Узнай гостя", "Любимый герой", "Кто приехал в зоопарк?", "Смелый капитан", "Музыкальная дорожка" и др.
Сюжетные музыкальные игры: "Мелодические шашки", "Дверь и пол", "Шуршалки", "Бумажная фантазия", "Шепчущие человечки", "Лесные шаги", "Дождик", "Часики", "Звезды", "Дятел", "Деревянные солдатики", "Лошадки", "Весенний праздник", "Звездный разговор", "Осенний листок", "Непонятица", "Музыкальная картина", "Придумай музыкальную историю", "Нарисуй музыку", "Гвоздики", "Любопытный котенок", "Ива", "Ожидание", "Игра про самих себя" и др.
Пойте вместе с детьми!
Родители, пойте вместе со своими детьми!
Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Кроме того, раннее пение – это путь к развитию музыкальности.
Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.
- Петь громко – не значит петь хорошо.
Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.
- При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С.В.Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
- Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.
Это очень важно, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
- Используйте куклы и рисунки.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева – прыгает.
Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
Приобщению детей к пению также помогают игры.
Игра «Кто первый запоет?»
В эту игру хорошо играть вдвоем с братом, сестрой или другим ребенком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает напевать без слов мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 3 – 5 или более очков.
Можно играть в эту игру, если у ребенка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пять, шести или более нотам.
Игра «Угадай песню по ритму»
Другой вариант угадывания песни – по ритму.
Взрослый прохлопывает ритм хорошо известной ребенку песни. Ребенок должен отгадать ее. Потом просит ребенка сделать то же самое.
Такие игры развивают у детей чувство ритма.
Несомненно, что пение внесет в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют, вы узнаете о них много нового, чего раньше не знали.
Ссылка на источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2011/12/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-poyte-vmeste-s-detmi
Правила поведения на утренниках
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ
Добро пожаловать на детский праздник к нам!
И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех,
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать -
Нехорошо артистов наших огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать,
Чтобы на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть без слёз спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник вы снимите.
А чтоб артистам нашим не мешать,
Мы просим вас мобильник выключать.
"А что же можно?"- спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках,
Чтоб все вокруг сказали сразу: «Ах!»
Еще хотим, друзья, вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами!
И знайте, ждем мы очень встреч приятных с вами!